Чем более распиаренным город является, тем большего мы от него ожидаем. И, как результат, с грустью и разочарованием возвращаемся домой. Именно такие эмоции нам и подарил Стамбул.

Да, к нему в гости стоит приехать уже ради того, чтобы пройтись теми дорожками, где гуляла Роксолана, прикоснуться к культурным наследиям многих разных народов с их уникальными традициями, попробовать настоящие турецкие лакомства и, естественно, побывать между Азией и Европой, наслаждаясь прогулкой по Босфору.

Но каждое разрекламированное место имеет свои недостатки, о которых, как правило, никто и нигде не упоминает. И это нормально. Ведь ни одно турагенство хочет, чтобы спросов на экскурсии становилось все больше и больше, и ни один турист не хочет, чтобы знакомые насмехались над его неудавшейся поездкой. Поэтому все плохое остается в стороне. Но мы расскажем и об этом…

Перед поездкой я (собственно, как всегда) накидала примерный план нашего путешествия в Стамбул. Просмотрела все злачные места для туристов и определилась, с чем бы больше всего хотелось познакомиться.

Однако, этим планам не суждено было сбыться, т. к. все пошло наперекосяк уже в самолете.

Моя невнимательность решила поиграть со мной. Оказалось, что я определила для себя неправильное время прибытия в Стамбул и неправильный аэропорт.

В самолете нам толком не удалось поспать: было ужасно неудобно и холодно. Прилетели мы в половину шестого утра, что не лучшим образом сказалось на нашем самочувствии. От раннего заезда в гостиницу мы отказались, свято веря, что сможем продержаться до заселения, поэтому оставалось только хорошо подкрепиться, собрать все силы в кулак и мужественно знакомиться с улицами этого знаменитого города.

Так как мы прилетели в аэропорт на азийской стороне, а не на европейской, пришлось на месте выяснять, как добраться до старого города, где купить Истанбулкард и что вообще дальше делать. С нервами и переживаниями все выяснили, сели в автобус и помчались к приключениям.

Автобус привез нас прямо на центральную площадь города — Таксим. Прочитав накануне о ней много лестного, мы были рады месту назначения. Однако, когда мы вышли на нее и посмотрели вокруг, то первое, что увидели — горы мусора и вялых бомжей. Да, бездомные понемногу расходились, освобождая лавочки для остальных горожан, мусор неспеша сгребали местные коммунальщики… Но первое впечатление, все-равно, осталось так себе.

Затем навигатор помог нам определить излюбленную местными (как говорится на страницах Интернета) пешеходную улицу. Мы долго не могли поверить, что это она, когда увидели перерытую улицу, ямы которой активно пытались объезжать и на машинах, и на мотоциклах, снова те же кучи мусора и десятки бездомных. Поэтому, мы решили поспешить, чтобы быстрее выйти с этого хаоса. И даже знаменитая башня Галата, встретившая нас по пути, не заставила нас оставаться там надолго.

Но, когда мы увидели воды Золотого Рога, жизнь немного наладилась. Показалось, что все сейчас измениться и мы, наконец-то, насладимся всеми изюминками города.

И насладились… Отвратительным запахом гнилой рыбы и…мусором, когда дошли до (все так же разрекламированного) двухэтажного моста. Тут же делали знаменитый хотдог — селедку в булке, которую мы планировали попробовать, но теперь явно об этом пытались даже не думать.

Не буду спорить, если забыть о запахе, виды с этого моста просто потрясающие. Лодки, катера, милые колоритные здания, облепившие берега залива, величественно выглядывавшие из-за них минареты и чайки, кружившие над всем этим великолепием, — все вырисовывает удивительную картину, на которую хочется смотреть и смотреть.

И на какое-то время ты забываешь даже запах, который душит, что аж слезы льются из глаз. Но, все же, он побеждает и вы пытаетесь убежать куда подальше от него.

И в в беге не замечаешь, как попадаешь на улицы города, где полным ходом кипит жизнь и торговля. Узкие улочки (а узкие они больше не по природе, а из-за прилавков и тысяч гуляющих людей) уходят все глубже и глубже, преподнося туристу все новые и новые старинные здания, узоры, раскрывая турецкую душу и делясь сокровенными тайнами столь удивительной страны.

Тебя втягивает в круговорот стамбульских выходных и ты уже не понимаешь где находишься, только поглощаешь то, что преподносит тебе госпожа Неожиданность. Так мы только на следующий день поняли, что проходили коридорами Гранд Базара, когда снова, уже целенаправленно, сюда возвратились.

И вот пришло время перекусить. Мы долго искали недорогое место покушать, так как моя жадность только привыкала к туристическим ценам и не могла принять 6 евро за фастфуд, как данность. Поэтому, после долгих голодных споров, мы решили поесть в первом попавшемся месте. И это оказался прям совсем «турецкий» Burger King. Однако, еда придала нам сил и настроения, которые еще нужны были, чтобы добраться до отеля.

Отель , судя по карте, находился совсем в центре старого города. Но извилистые улочки все уводили нас не туда. И вот, когда палящее августовское солнце уже было совсем под нами, мы с горем пополам нашли свое пристанище.

Как и ожидалось, турецкая чистота приняла нас с распростертыми руками, да еще и ноги вытерла об нас. Постель была в пятнах, пыль слоем лежала на всех имеющихся поверхностях, ванная покрыта грибком, от которого затем я по ночам задыхалась. Но так, как уже хотелось просто лечь и охладиться, решили не спорить с привычным для них порядком.

Поспав, мы отправились дальше знакомиться с городом. Естественно, первым делом пошли к знаменитым мечетям. О,да! Они вызывают только приятные ощущения. Их масштаб поражает, архитектура завораживает, а понимание их возраста вызывает восторг и уважение. Вовнутрь мы не захотели заходить — хватило и внешнего убранства.

Сразу заметно, что вокруг этих святынь и чистоту поддерживают и красок добавляют.

Следующим нашим желанием было знакомство с Босфором.

Мы вышли к уже упомянутому ароматному месту и нашли прогулочный паром. Пока места заполнялись, время близилось к закату. Это придавало еще больше романтики и вдохновения, что расслабляло и успокаивало после столь насыщенного дня.

Первым делом, что удивило, большое количество местных. Даже было слегка неуютно быть единственными туристами на первом этаже, ведь то малое число туристов, которые и были там, старались сидеть на втором (открытом) этаже, чтобы увидеть побольше интересного. Но там было холодно, что и загнало нас вовнутрь.

И, как нам показалось, такая прогулка для местных совсем не ознакомительная, а развлекательная. То же самое, что для нас выйти в парк погулять. Никто не смотрел в окно, не восхищался закатом, не рассматривал архитектуру города, а просто общались, укачивали детей, показывали фотки на телефонах, пили кофе и ели семечки. Все это в конце поездки превратилось в базарный крик и беготню.

А я, тем временем, восторгалась городскими пейзажами, сказочным восточным заходом солнца и старалась запечатлить все на камеру. Муж тоже восторгался. Первые 20 минут. А оставшиеся 25 минут просто читал книгу и удивлялся шумным разговорам вокруг него.

После прогулки на пароме, муж, все-таки, уговорил меня купить рыбу в булке. Мы нашли более-менее опрятное место и купили знаменитый фастфуд. Сказать, что это отвратительно, что ничего не сказать. Мне, любительнице рыбы, это показалось тошнотворным, а мужу так вообще. Его потом еще весь вечер тошнило. В общем, не ведитесь на вроде как «мастхев» в Стамбуле, а лучше купите что-нибудь действительно вкусное.

Домой мы купили местные печеньки. Оказывается, наш шоколад куда лучше, как бы мы на него не жаловались.

На второй день главным нашим условием было попасть на Гранд Базар и купить местных сладостей и сувениров. А так решили просто прогуляться по городу, куда, так сказать, занесет.

Выйдя с отеля, мы решили повернуть в ту сторону дороги, на которую еще не ходили. На удивление и на радость для нас, мы жили совсем рядом у моря. Набережная по-хорошему свела нас с ума. Мраморная гладь, сменяющаяся игривыми волнами, медленный танец кораблей, подмигивание близлежащих Принцовых островов — все это манило к себе и не отпускало.

А по другую сторону дороги располагаются стены Константинополя, которые также привлекают твой взгляд, окуная на сотни лет назад и даря одурманивающее ощущение потерянности во времени. И тут тебе и дворец султана на холме… И кажется, будто вот-вот выйдет Роксолана и помашет рукой, а султан важно выедет на своем коне в окружении статных воинов.

И все бы так и очаровывало, тянуло, как песнь сирены, но палящее солнце быстро пробуждает от пьянящего сна и гонит прочь под накрытия.

Нашим спасением стала Цистерна Базилика. Это поистине завораживающее место. Уже одна только атмосфера в ней загадочная и немного магическая. Выходить из этого прохладного рая вовсе не хотелось, но нужно было посетить еще одно важное место.

Прибыв на главный рынок страны, мы, как я уже писала, поняли, что уже тут бывали. Однако, решили получше приобщится к местной жизни. Так как мы с мужем совсем не любители рыночных отношений, нас на долго не хватило. Уже через 15 минут прогулки, мы поспешили выйти на свежий воздух. Да, внутри есть на что посмотреть: сувениры, золото, ткани, приправы и травы, подделки одежды и сумок… Но, если вы не собираетесь ничего покупать, то не столько это уже и развлекательное событие.

Затем мы просто гуляли улицами, парками, пробовали местные перекусы и удивлялись наличию полицейских и охраны на каждом входе в любое общественное здание. Конечно, не привыкших к такому очень пугают военные и металлоискатели. Такое ощущение, будто это здание государственной важности, а вход только для избранных. Но когда постоишь рядом и понаблюдаешь, кто туда заходит и выходит (как это делали мы), то понимаешь, что это просто такие меры предосторожности и стоит совсем не бояться, а, наоборот, быть спокойным, что не произойдет никаких происшествий.

Однако, хитрые турки везде находят уловки и способы обмана для туристов. Вот, например, такой. Идет человек впереди тебя и роняет нечто. Ты, естественно, зовешь его и помогаешь. Он тебя благодарит, заговаривает зубы и начинает быстро чистить твою обувь, рассказывая, что он работает, чтоб собрать денег для больной жены. Ты пробуешь его оттолкнуть, говоришь, чтоб не чистил… Но тот, как пиявка, вцепился и пока не доделает свою работу, не остановится ни на секунду. А потом требует денег.

Так что, не стоит быть милыми европейцами, а нужно быть наглыми и злыми, чтоб никто к вам не приставал и не ездил по ушам.

Да, если быть оптимистом, то никакие мусор, вонь, бездомные, наглые торгаши не испортят твое впечатление о городе. Но, если ты реалист, то не нужно сильно надеяться на впечатления, только исходя из рекламных описаний и восхвалений.

Лично для нас Стамбул — обычный очередной туристический город, который продают как могут, лишь бы туризм не угас и экономика не пала. Но мы там побывали, поставили галочку и оставили только в воспоминаниях.