Сегодня я совершенно случайно наткнулась на телевизионную программу «Живое слово» с В. Аннушкиным. Очень талантливый, умный человек Владимир Аннушкин, который живет русским языком, восхваляет его и превозносит. Его любви к русскому слову можно позавидовать. Идеально знать свой родной язык, уметь им красиво распоряжаться дано не каждому. Точнее, не все к этому стремятся. А ведь владение языком, неким образом, определяет социальный уровень человека. И, при всем этом, у меня возник вопрос: «А действительно ли человеку нужно знать все литературные термины, все правила языка, чтобы красиво говорить и быть образованным?»

%d0%b8%d0%b7%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b5%d1%82

Давайте-ка вспомним школьные годы… Вот какие чувства у вас вызывали слова подлежащее и сказуемое, винительный, дательный падежи, причастие, деепричастие и прочее? С каким настроением вы выполняли задания по поиску всех частей предложения? А насколько вас заинтересовывали упражнения на определение расстановки пунктуационных знаков? Что-то мне подсказывает, что даже сейчас многие немного, так сказать, напряглись при прочтении этих пугающих слов. А теперь еще подумайте и скажите: все ли помнят определения этих слов и как всем этим набором пользоваться? Вряд ли! А все ли (кроме филологов, конечно) пользуются правилами языка в своей жизни? Не многие ответят утвердительно и на этот вопрос.

Так и зачем же тогда мы столько лет забивали свою голову этими словами, правилами?!
Самыми любимыми моими уроками всегда были языки. Однако, я терпеть не могла заучивания совершенно непонятных правил, определения главных и второстепенных слов в предложении, понятия расстановки знаков препинания… Единственное, что не позволяло мне потерять интерес к языкам — желание что-либо рассказать, написать сочинение, пообщаться… Ведь в этом состоит жизнь человека — в передачи и принятии информации, в обучении выживанию новых поколений.

От того, что человек не знает где в предложении дополнение, а где сказуемое, он никак не ошибется что один субъект — главный и он выполняет главное действие, возможно даже над вторым субъектом, указанным в повествовании, а объектом является что-то третье. И даже не зная, где в предложении находится  обстоятельство, человек во всей красе способен рассказать где и как какое-либо действие совершилось. Согласитесь, главное не знание этих понятий, а смысл, передаваемый в рассказе. Главное, о ком (о чем) идет речь, что об этом сказано, в каких обстоятельствах все происходит. Вы же, когда читаете произведения, не задумываетесь, где какая часть речи или где какой член предложения? Нет! Вы на чувственном уровне прекрасно понимаете, что к чему: что важно, а что — не очень.

Что касается написания и чтения… Не кажется ли вам, что знаки препинания непосредственно связаны не с правилами, установленными группой умных людей, а психологией каждого человека в отдельности?! Вот нам литературоведы говорят (вспомните своего учителя по литературе): «Автор поставил в этом предложении двоеточие для того, чтобы передать нам (такой-то) смысл». А откуда, собственно говоря, он знает, какой смысл хотел передать автор? Да и автор ли поставил этот знак? Может, этот текст уже много раз редактировался другими людьми, которые по-своему видели значение определенных слов?

Допустим, я написала предложение без особых знаков препинания (ну, разве что, запятые), в котором, как бы сказал филолог, должно стоять двоеточие, мол, выделение разъяснения к вышесказанному. А что, если в моем понимании это не разъяснение, а продолжение хода моих мыслей. Что, если я чувствую похожие по смыслу простые предложения не одним и тем же понятием, а немного отличающимися друг от друга, и поэтому просто расставила запятые? И об этом знать могу только я. Не профессионалам в своем деле диктовать, как мне чувствовать и передавать то, что у меня внутри.

Вспомните правила написания знаков препинания. Дословно мало кто вспомнит. А все потому, что они написаны не «человеческим» языком, а профессиональным. Никто нам по-простому не говорил, что, мол, если хочешь расширить свою мысль в предложении новой формулировкой, просто поставь между этими частями двоеточие. Нужно было обязательно заучивать правила.

Вот откройте, как-нибудь, на досуге, все правила русского языка и почитайте. Не очень интересные формулировки. Многие взрослые скажут, что они заумно написаны, что тогда говорить о детях, которым приходится все это терпеть.
Наконец, что я хочу сказать… Лучше было бы в школах более простым языком рассказывать о правилах написания и чтения и таким же языком требовать обратную связь. Нужно связывать все с жизнью, с эмоциями, в общем, со всем, с чем человек непосредственно встречается на своем пути. Не ругать, что ребенок понял правило, но не запомнил умных слов, которыми оно написано. Главная задача учителя — научить ребенка понимать и применять на практике. Ведь можно заучить даже самое скучное и непонятное предложение, но так никогда и не понять, что оно означает.
Главное знать буквы, уметь читать, правильно писать слова, уметь красиво и точно изъясняться. Вот этими действиями мы уж точно будет пользоваться всю свою жизнь.

%d1%81%d1%82%d1%83%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b

Давайте детям рассказывать о том, как, какими словами описывать свои жизненные ситуации, свои эмоции, а не заставлять выделять со сказанного главные и второстепенные члены. Может, для человека в своем рассказе все слова очень важные и первостепенные.

Давайте учить будущие поколения, что есть предметы и живые существа, есть совершаемые действия, есть описание ко всему, что только может быть, а не давать им, например, понятий глаголов и их видов или их наклонений. Давайте просто учить, что действия могут быть по-разному направленными, в зависимости от ситуаций. Это  — по-жизненному. С жизнью сталкивается каждый, от начала и до конца, а с переходными/непереходными глаголами — только филологи.

Именно заумные слова и формулировки убивают желание учиться. Именно куча ненужной информации, данной в учебных заведениях, с самого начала жизненного пути уже пугает человека, показывает, что нужно подчинятся установленным нормам и правилам, а не развиваться по-своему, открывая новые горизонты, новые пути решения проблем, которые сделают человека действительно важным в этом мире и помогут обрести свое счастье. Именно школьная, университетская программы цепляют на нас оковы, что не позволяет нам в дальнейшем не просто раскрыть свою сущность, а даже найти себя в этом мире.

Я, кстати, осталась в восторге от преподавания курсов иностранных языков. Люди за пару лет выучивают чужой язык, ни разу не слыша книжного варианта правил. Ведь все правила объясняются «своими» словами, повседневными. Даже сложная тема времен объясняется жизненными ситуациями, а не конкретными сложными выражениями из школьного учебника.

Не спорю, должны быть люди, которые знают все эти сверхумные слова. Любая наука должна иметь место в мире и развиваться. Но пусть это будут те люди, которым языкознание действительно интересно, люди, которые хотят знать историю языка, все его функции в этом мире. Ведь, вряд ли, программисту, сантехнику, столяру жизненно необходимо знать все правила языка, чтобы на отлично делать свою работу.

От того, что я в этой статье сделала кучу пунктуационных ошибок, не означает, что я плохой человек, или написала что-то плохое. Свою мысль я излила. Слова и выражения глаз не режут. Для меня это главное. А многие даже и не поймут была ли где какая ошибка или нет. И все останутся при своем.

Может, я не имею права критиковать школьную программу так, как не являюсь ученым, профессором, но я имею право высказать свое недовольство, как человек, который также, как и все, потратил много лет на заучивание вещей, которые мне никогда не были интересными, и, которые никогда не пригодятся мне в жизни. А ведь это время можно было провести с пользой, учась , как выживать в этом мире, как налаживать отношения друг с другом, и, занимаясь теми делами, предметами, к которым у меня действительно было стремление и интерес, чтобы стать профессионалом в определенной профессии в будущем. Я имею право критиковать методы обучения, как человек, которого, в свое время,  закритиковали за не выученные правила и этим вложили огромный ком неуверенности в собственных силах.

Я излила все, что накипело. Надеюсь, что когда-то люди будут иметь возможность получать образование, которое будет направлено на их творческое развитие, на личностное развитие и будет помогать человеку находить свое место в мире.

Рубрики: Мой мини-блог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *